Есть такой анекдот.
Ребенок приходит первого сентября и рассказывает, как ему понравилось в школе и
как ему хочется учиться. Родители, конечно же, рады. Наступает второе сентября,
ребенок так же отправляется в школу – и возвращается такой же довольный. Третье
сентября, четвертое… К концу недели он, придя из школы, обиженно спрашивает
родителей: «Что ж вы мне сразу не сказали, что все это на десять лет?!»
На самом деле эта история,
скорее всего, из жизни. Многие мамы и папы жалуются на то, что интерес к школе
у детей пропадает очень быстро, причем даже у тех, кто всегда отличался
любознательностью и живостью ума. Причин тому достаточно. Во-первых, у ребенка
меняется режим жизни, и привыкнуть к этому бывает сложно, особенно если целое
лето перед школой он жил в условиях абсолютной свободы. Рано вставать, быть в
классе к назначенному времени, обходиться без дневного сна, если есть еще
занятия в художественной или музыкальной школе, – все это может оказаться для
шести-семилетнего ученика просто тяжело. Во-вторых, в школе появляются новые
обязанности. Выполнять задания, соблюдать дисциплину, которая отличается от
садиковской и, тем более, домашней, и – самому следить за временем. Наверное,
это самое сложное и, сколько бы взрослые ни повторяли народные мудрости вроде:
«Сделал дело – гуляй смело», первокласснику трудно понять, почему его ругают за
безответственность, ведь, по его представлению, он поиграл «совсем чуть-чуть»,
но как-то внезапно наступил вечер. В-третьих, школа – это новые люди и
постоянный контроль. Ребенок в школе практически не остается один, все его
поступки, привычки, внешний вид, слова – все становится предметом наблюдения со
стороны учителей и одноклассников. Начинается публичная жизнь, и к этому тоже
надо привыкнуть.
Советы родителям
Не относитесь к ребенку как
к взрослому буквально с 1 сентября. Не требуйте ответственности во всем, что
касается его новой жизни. Сами регулируйте его свободное время и время для
занятий дома. И поменьше говорите: «Ты должен», «Это теперь твои обязанности».
Он и сам это поймет – с вашей ненавязчивой помощью. Выполнение уроков тоже
потребует вашего участия – причем, возможно, больше, чем вы думаете, ведь
нагрузки первоклассников сейчас значительно больше, чем в ваше школьное детство.
Конечно, кому-то потребуется лишь посмотреть, правильно ли выполнено задание, и
указать на ошибки. Но, даже если вам приходится объяснять и смысл заданий, и
последовательность выполнения, – не расстраивайтесь. Нет ничего страшного в
том, чтобы родители помогали, гораздо хуже напугать ребенка тем, что «вот не
сделаешь – завтра тебя учительница будет ругать» или «наверное, тебя надо
отправить в садик – ты ничего еще сам не умеешь делать». Следите, чтобы на
выполнение школьных заданий не уходил весь досуг первоклассника и за тем, чтобы
свободное время он проводил интересно и активно. Посвятите этому выходные дни
и, конечно, первые каникулы.
Кто во сколько?
АВСТРАЛИЯ: В среднем
австралийские дети идут в школу с шести лет. С 6 до 12 лет они учатся на первой
ступени среднего образования (Primary school), с 12 до 16 лет – на второй
(Junior secondary), с 16 до 18 лет – на третьей (Senior secondary, 11–12
классы). В целом среднее образование рассчитано на 12 лет. Именно по этой
причине российский аттестат о среднем образовании не признается эквивалентным
австралийскому.
АМЕРИКА: В американских
школах дату начала учебного года определяет родительский комитет: бывает –
конец августа, бывает – середина сентября. И еще в Америке учителю в этот день
принято дарить не букет цветов, а большое красивое красное яблоко.
ГОЛЛАНДИЯ: Вместо детского
сада голландский ребенок от-правляется в так называемую младшую среднюю школу с
3–4 лет, где и остается до 12. В дальнейшем у него появляется выбор, где ему
предстоит учиться от 4 до 6 лет. Среднестатистический голландец оканчивает
школу в 16 лет, если, конечно, он не просидит два года в одном классе, что
здесь случается часто.
Учиться,
учиться и… не только
Конечно, школа – это, прежде
всего, знания. Но уроки, перемены и вообще вся школьная жизнь накладывает
отпечаток не только на наше интеллектуальное развитие. Наши представления о
жизни, многие умения и навыки общения тоже из школы. Там, начиная с первого
класса, закладываются и развиваются такие качества, как умение дружить и ориентироваться
в сложных ситуациях, стремление к успеху и умение переживать неудачи. Максим и
Сергей – близнецы. С рождения они были практически неразлучны и очень-очень
похожи. Перед первым классом психологи школы посоветовали отдать мальчиков в
разные классы, и мама не возражала – слишком уж зависимы они становились друг
от друга. Оба учились хорошо, любили математику и рисование. Но, к удивлению
родителей, совершенно по-разному относились к школе, да и сами по себе
становились разными. Беспокоил Сергей: из живого, любознательного и открытого
ребенка он превратился в скромного, скорее, даже замкнутого. Но ведь они же
близнецы – почему такая разница? Мама поняла это, когда пришла в школу и
поговорила с учителями. В классе, где учился Сергей, учительница ценила только
одно качество – дисциплинированность, – и делала все для того, чтобы все сидели
тихо и без особойнадобности никак себя
не проявляли. В классе у стены стояла «черная парта» – туда сажали учеников,
которые нарушили дисциплину… В тот же день Сергей перевели в класс, где учился
Максим, там не было «черных парт» и такой напряженной атмосферы. Конечно,
нельзя забывать о том, что другим важным фактором формирования личностных
качеств является воспитание родителей, но все же школа во многом определяет успешность
человека в жизни.
Советы родителям
Интересуйтесь не только
оценками сына или дочери. Обязательно расспросите о том, как прошел день
вообще, что рассказывал сосед по парте и как играли на переменке. Не уделяйте
повышенное внимание расспросам, как именно он ответил у доски, в каком месте
ошибся и так далее. Перед важным мероприятием – когда, например, предстоит
рассказать стихотворение у доски – не стоит слишком уж фиксировать на этом
внимание ребенка. «Ну что, ты готов?», «Выйдешь, соберись, все вспомни и
расскажи хорошо», «Смотри, повтори, а то забудешь эту строчку» – так вы
добьетесь прямо противоположного результата. Ребенок точно все забудет, а потом
еще и из-за оценки расстроится. Ведите себя спокойно, может быть, даже чуть
равнодушно: «Ну, ошибешься – ничего страшного… Да не забудь поздравить Лену с
днем рождения». Рассказывайте о своей школьной жизни не только то, что вы
«всегда получали хорошие оценки» и «всегда делали все уроки до прихода
родителей». Пусть ребенок знает, что вы тоже ошибались, тоже шалили и ссорились
с друзьями, у вас тоже было плохое настроение и страх перед слушателями. И все
это не помешало вам стать взрослыми умными и образованными людьми. Расскажите
учительнице об особенностях вашего ребенка, например, о том, что ему нужно повторить
задание дважды. Конечно, она и сама это может понять, но, если будет знать
заранее, ребенок с большой вероятностью избежит лишнего стресса. Поощряйте
школьную дружбу – даже если, на ваш взгляд, это не совсем подходящий мальчик
(или девочка). Но, в то же время, не вмешивайтесь в их конфликты и, тем более,
не пытайтесь разбираться с родителями. Дети должны сами разобраться – это им
понадобится и во взрослой жизни.
Внеклассное
чтение
Требования к чтению в разных
школах разные. В специализированных (языковых, математических) или престижных
школах они, как правило, завышены. В частных и районных школах чаще
соответствуют общепринятым нормативам. Что требуют от первоклашек на уроках
чтения? Насколько сформировано у ребенка слоговое чтение, понимание общего
смысла текста при чтении вслух в темпе 25–30 слов в минуту (проверяется в конце
учебного года), понимание значения отдельных слов, предложений и небольших
текстов.
Советы родителям
Если ребенок уже читает по
слогам, но очень медленно и с ошибками, предложите ему читать с помощью линейки
или полоски бумаги. Можно читать с «окошечком»: возьмите плотную бумагу или
небольшую картонку, вырежьте посередине маленькое прямоугольное окошко по
размеру шрифта книги. Тексты для чтения выбирайте в соответствии с возрастом
ребенка.