Говоря о
подготовке к школе, необходимо вспомнить о подготовке руки ребёнка к письму.
Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные
трудности в овладении техникой письма. Как указывают врачи, физиологи,
психологи, причины этого кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кисти рук
быстро устают. Особенности строения детской руки приводят к тому, что при
письме рука может подёргиваться, пальцы дрожать.
Ребёнку не поможешь, заставляя его по несколько раз писать одно и то же. Прежде
всего нужно дать возможность заниматься ручным трудом: лепкой,
конструированием, работой с бумагой, природным материалом. Большими помощниками
в укреплении и развитии руки станут: штриховка фигур, рисование, раскрашивание
рисунков. Подбирайте раскраски с учётом особенностей вашего ребёнка. Если ему
сложно раскрашивать мелкие детали – пусть начнёт с крупных рисунков, постепенно
переходя к таким, где величина деталей уменьшается, а количество их
увеличивается.
При раскрашивании покажите, как меняется цвет в зависимости от силы нажима на
карандаш, а значит важно равномерно надавливать на него. Дети очень любят
составлять рисунки из геометрических фигур, которые потом удобно штриховать.
Приобретите ребёнку линейку с выбитыми фигурами или сделайте шаблон из картона.
Ребёнка нужно научить правильно держать ручку (карандаш): тремя пальцами –
большим, указательным, средним. Держать ручку необходимо не ниже чем за 2 см до
носика стержня, верхний её конец направлен в плечо пишущего. Правильно
подберите ручки, карандаши. Они не должны гнуться, быть слишком толстыми или
тонкими для пальцев ребёнка.
Параллельно
с обучением чтению можно учить ребёнка писать печатные буквы, а по мере их
изучения – слоги, слова, короткие предложения. Буквы удобнее писать в тетради в
крупную клетку, соблюдая их размер. Полезно и списывание слов с образца, и
письмо под диктовку мамы. Если ребёнок старается писать слишком быстро, он
может пропускать буквы, как гласные (лв – вместо лев, кнга – вместо книга), так
и согласные (вок – вместо волк). Поэтому диктовать ребёнку слова надо не спеша,
пропевая звуки, чтобы ребёнок успевал писать за вами
(м-м-м-о-о-о-л-л-л-о-о-о-к-к-к-о-о-о).
Так ребёнок успеет услышать все звуки в словах. Когда он начнёт писать быстрее,
"распевку" можно будет сократить. Чтобы письму придать игровой
характер, можно писать друг другу короткие записки ("Я хочу сок",
"Убери игрушки" и т.п.). Не ругайте ребёнка, если он пишет буквы так,
как слышит звук (вада, снек, што). Тактично объясните ему, что существуют
слова, которые пишутся не так, как слышатся. Об этих правилах он узнает в школе
Большими
вашими помощниками в обучении станут детские книги с элементами заданий. При
выполнении различных упражнений хвалите ребёнка за его любые достижения. Ведь
дети так радуются и гордятся своими успехами, обретают уверенность в
результативности своей деятельности.