Общительный ребенок пользуется большей популярностью у
сверстников и имеет больше шансов на успешную карьеру и гармоничные отношения в
его будущей семье. К застенчивости есть генетическая предрасположенность,
выражающаяся в виде избегания ребенком всего нового, и, в частности, -
избегания новых контактов.
Хорошо известно, что общительный ребенок пользуется
намного большей популярностью у сверстников и имеет больше шансов на успешную
карьеру и гармоничные отношения в его будущей семье.
Исследования показывают, что к застенчивости есть генетическая
предрасположенность, выражающаяся в виде избегания ребенком всего нового, и, в
частности, - избегания новых контактов. Однако, существует еще один мощный
фактор.
Робкий ребенок избегает контактов, потому что у него нет успешного опыта
общения с малознакомыми ему людьми. А такой опыт невозможен без владения
ребенком некоторыми базовыми навыками общения.
Задача родителей – научить его этим навыкам. Некоторые дети учатся навыкам
общения налету, другим нужна небольшая тренировка. Это совсем не сложно, так
как проблема страха общения в значительной степени решается умением ребенка
уверенно применять всего 3-4 фразы.
1. Научите его знакомиться
Умение знакомиться – уже полдела. Многие дети боятся подойти и познакомиться
просто потому, что не знают что сказать. Прорепетируйте: сначала вы играете
роль ребенка, а он – того мальчика на площадке. «Ты подходишь и говоришь:
«Привет, меня зовут Ваня, а тебя?»» Вот и все. «Теперь я – тот мальчик, а ты –
подходи и знакомься со мной, говори «привет, меня зовут Ваня, а тебя?».
Если ребенок повторил за вами, отпразднуйте это, как минимум захлопайте в
ладоши и похвалите. Если он не проявляет желания поиграть с вами в эту игру,
предложите ему другую – разыграйте эту сценку между его любимых кукол (машинок,
динозавров и пр.).
Кроме этого, научите ребенка, когда он произносит заветную фразу смотреть в
глаза, улыбаться (очень важно!) и, для детей постарше, протягивать руку.
2. Научите его присоединяться к группе
Многие дети с интересом наблюдают за группой сверстников, увлеченно играющих
неподалеку, но не решаются подойти и присоединиться. Научите его как.
Дети обожают инициативных и гибких. Первое качество проявляется в речи фразой
«А давайте…», а второй «Ну, хорошо,…».
Точно также как и репетиция знакомства, проигрывайте эти две фразы в разных
вариациях между собой или с игрушками. А главное, сами проявляйте
инициативность и гибкость в жизни, - помните о силе личного примера.
3. Научите его интересоваться и задавать вопросы
Умение слушать, особенно активно слушать, - самый редкий и самый мощный из всех
навыков общения. Развитие этого навыка – несомненно одна из главных задач
воспитания детей. Активно слушать – означает проявлять интерес к словам
говорящего и задавать уточняющие вопросы.
Выберите 2-3 темы, которые интересуют всех детей, например, «увлечения»,
«друзья», «что ты больше всего любишь», «музыка» и т.д. Разучите с ребенком 2-х
шаговую технику по каждой теме: первый шаг – проявление интереса по одной из
тем, второй – уточняющий вопрос.
Продемонстрировать свой интерес можно одним вопросом: «Скажи, во что ты любишь
играть?», «У тебя есть друзья?», «Какая группа тебе больше всего нравится?».
Уточняющий вопрос зависит от ответа.
Помогите ребенку освоить по одной фразе по каждой теме, и прорепетировать с ним
несколько вариантов уточняющих вопросов, чтобы он понял сам принцип уточнения
(привязка к ответу на первый вопрос). Методы те же: роли и личный пример.
Главное – покажите ребенку как слушать не перебивая. Выражайте бурную радость
по поводу каждого, пусть малого, продвижения вперед.
4. Научите хвалить собеседника
Еще пара полезных фраз и ребенок будет удивлен неожиданным вниманием и
доброжелательностью к себе со стороны сверстников (и, наверняка, восхищением со
стороны взрослых).
Эти фразы, как по волшебству, меняют отношения людей к человеку их
произносящему. Они просты, но обладают огромным по силе потенциалом влияния на
собеседника. Вот они: «У тебя это здорово получается!», «Отличный выбор!», «Как
тебе это удалось?!» и тому подобные.
Используйте их сами и учите ребенка. Результат вас удивит.
5. Поощряйте смелость
Не забывайте, что на более глубоком уровне (в отличие от полезных фраз)
основное противоядие застенчивости (и многим другим дезадаптивным моделям
поведения) – смелость.
Поощряйте разумный риск и подталкивайте к нему ребенка во всем и всегда, когда
это только возможно. Особенно, когда ребенок делает что-то в первый раз. Без
такого опыта гармоничное развитие ребенка невозможно.
Девиз смелости и решительности «Давай попробуем!». Говорите эту фразу (и
поступайте соответственно), и она глубоко засядет в подсознание ребенка,
обеспечивая ему жизненные силы и энергию для решения любой жизненной задачи.
Смелое поведение довольно легко закрепляется, так как ощущение риска
сопровождается возбуждением, делающим мозг ребенка восприимчивым, и ваша
похвала и радость успеха быстро и прочно фиксирует опыт как правильный.
2 упражнения:
Во-первых, выберите три наиболее полезных для вашего ребенка фразы и
отрепетируйте их в ролевой игре, как описано выше. Применяйте их в собственной
речи, чтобы ребенок слышал их от вас и мог копировать.
Во-вторых, тренируйтесь во дворе, в гостях, везде где есть возможность.
Поддержите ребенка перед «большим самостоятельным плаванием», повторите фразы
(генеральная репетиция), сами стойте поодаль и знаками подбадривайте и
показывайте свое восхищение его успехом. Ваша роль внимательного и доброго
тренера непременно принесет свои плоды. |