Опытные учителя знают,
что по истечении первой школьной недели учеников в классе становится, чуть ли
не вполовину меньше. Педиатры дали этому явлению название – Синдром 7 сентября
и обоснование, а именно - переход от каникулярного образа жизни к суровым школьным
будням жестоко бьет по детским организмам.
В первые учебные дни они еще держатся в приподнятом и возбужденном состоянии –
новые впечатления, встреча с одноклассниками и учителями, - но потом
"психика" и "физика" от перенагрузок дают сбой. Особенно
страдают первоклассники, ведь с ними это происходит впервые.
Малыш пошел в школу. Это один из важнейших этапов его жизни и взросления.
Родители много говорят о собственных проблемах в связи с начавшейся школьной
жизнью ребенка, забывая о том, что самые большие трудности выпадают на долю их
чада. Главная задачи семьи первоклассника – постараться помочь ему преодолеть
стрессы новой жизни, ведь от того, насколько легко и быстро малыш адаптируется
в школе, зависит не только его успеваемость, но и здоровье, и даже
психологический климат в семье.
Изменение режима жизни. Что это такое? Если ребенок ходил до школы в детский
сад, ему будет нетрудно рано вставать. Однако режим школьника довольно сложен.
Хотя многие старшие детсадовцы не любят послеобеденного сна, их организм привык
к отдыху в середине дня, и хорошо бы сохранить эту привычку хотя бы первые
полгода. Не стоит позволять малышу засиживаться у телевизора или у компьютера.
С вечера необходимо приготовить одежду на утро и собрать портфель, поставить
будильник с запасом времени, чтобы пробуждение не было поспешным.
Утро - начало дня, и очень важно, чтобы оно прошло без напряжения. Ребенок
приобретает в школе много новых обязанностей - он должен не только уметь
приводить себя в порядок, но и вовремя выполнять некоторые задания. Он должен
научиться структурировать свое время.
Труднее всего малышу привыкнуть быть внимательным и сосредоточенным, после от
игр и беготни на переменке быстро концентрироваться на выполнении заданий.
Память у маленьких еще довольно избирательна и, заигравшись, они иногда
забывают об уроках.
Поговорите с ним о том, как прошел день, что нового он узнал на занятиях, что
понравилось, а что – не очень. Постарайтесь в ходе разговора возбудить его
интеллектуальный аппетит, чтобы за уроки он сел с желанием и хорошим
настроением. Проверяя выполненные задания, обязательно найдите причину
похвалить ребенка, тогда ваша критика будет воспринята безболезненно.
Большинство первоклассников в первые полгода обучения худеют. Это не значит,
что они нуждаются в усиленном питании, не стоит менять привычный режим или
навязывать ребенку новые блюда.
Позаботьтесь только о достаточном количестве витаминов, чтобы неизбежное
переутомление и стрессы не отразились на здоровье малыша. Лучше, конечно,
использовать специальные комплексные витаминные препараты, потому что соки,
овощи и фрукты не полностью удовлетворяют потребности растущего организма в
витаминах и микроэлементах.
Ну а что касается общеукрепляющих средств и правильной организации режима дня
ребенка - все в ваших силах. Закаленный ребенок будет меньше болеть при
эпидемиях ОРЗ, которые в школе не редкость. Стоит постараться привить ребенку
культуру активного отдыха: пусть он проводит свободное время не у телевизора, а
в движении. Запишите его в бассейн, приучите к совместным утренним пробежкам, к
прогулкам перед сном - все это будет ему на пользу и поможет предотвратить
многие заболевания.
Наиболее тяжелы первые 6-9 недель пребывания в школе, характеризующиеся как
время "острой адаптации". Но и спустя два месяца обучения многие дети
продолжают переживать серьезные трудности.
Процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того,
насколько интересно, комфортно, безопасно он чувствует себя во время уроков, в
общении с учителем и одноклассниками. Ребенок попадает в новый, еще не
сложившийся коллектив, знакомится с правилами поведения в школе, осознает
необходимость следовать определенным нормам взаимоотношений со сверстниками и
учителем. Учится сдерживать свои импульсивные желания, агрессивность или
излишнюю активность - быть дисциплинированным. В этот период особенно нужна
поддержка и внимание близких: расспрашивайте малыша, с кем он играет на
переменах, как выглядит учительница, нравится ли ему сосед по парте, как
складываются отношения в классе и т.д.
Усталость от присутствия других людей ("публичность" жизни) -
следующее важное изменение в жизни первоклассника. Выход в большой социум
приносит большую психическую нагрузку, связанную с тем, что поведение ребенка
становится прилюдным и контролируется другими. Он практически не остается один
- все его поступки, привычки, любые телодвижения становятся предметом
наблюдения и оценки со стороны других людей (или, по крайней мере, так ему
кажется). Неприятным сюрпризом для многих оказывается то, что даже в школьном
туалете у ребенка нет возможности остаться одному.
"Публичная жизнь" неизбежно будет забирать значительную долю
психической энергии ребенка. Пройдет некоторое время, прежде чем он сумеет к
этому привыкнуть и научится действовать, находясь в толпе. Чтобы облегчить эту
нагрузку, дома нужно дать школьнику возможность уединения и ослабить контроль.
Не делайте замечаний, которых можно избежать ("Не грызи ногти! Не ковыряй
в носу!").
У большинства детей все
симптомы синдрома седьмого сентября проходят уже к концу месяца. Так что на
это время запаситесь терпением и будьте внимательны к жалобам ребенка.
В следующем году постарайтесь заранее, за пару недель до начала учебного года,
начать перестраивать режим дня школьника. Передвигая время отбоя и подъема
всего на 10 минут в день, к началу года можно достичь солидного двухчасового
выигрыша и максимально приблизиться к школьным рамкам.
Возвращаться из отпуска в родные края лучше за неделю другую до начала учебного
года, чтобы адаптация к школе не накладывалась на тягостную акклиматизацию.
Не оставляйте без внимания ситуацию, когда ваш школьник чем-то расстроен или
идет в школу в плохом настроении. Постарайтесь быть в курсе всех школьных дел.
Его собственный взгляд на происходящее, его самочувствие в новой обстановке для
вас должны быть важнее, чем мнение учительницы о вашем ребенке. Поэтому не
стоит идти привычным для многих мам путем и посещать учителя чуть ли не
ежедневно. Учитесь расспрашивать своего ребенка ненавязчиво, деликатно, но с
искренним интересом и настойчиво.