Утомление - одна из причин плохого поведения вашего
ребенка
Сегодня мы поговорим о наиболее часто задаваемом вопросе родителей детей:
"Почему ребенок начинает плохо себя вести?"
Вариантов
ответа несколько. Это и возрастные кризисы, и перенесенная или начинающаяся
болезнь, и резкая смена стиля воспитания, сильный стресс. Но чаще причина
изменения поведения ребенка проста - это усталость, утомление…
Если ребенок часто утомляется, ослабевает его иммунитет, изменяются психические
реакции и, как следствие, часто болеет. Для избежания переутомления необходимо
соблюдать режим, но не тот, который описан в книгах, а режим, подходящий именно
для Вашего ребенка. Чтобы выработать такой
"личностно-ориентированный" режим, нужно уметь прислушиваться к своему
ребенку, вовремя замечать признаки усталости, голода, грусти и т.д.
Внимательной маме сделать это несложно.
Признаки утомления, усталости:
• беспричинный плач, капризы;
• малыш начинает тереть глаза, зевать;
• нарушается координация движений, особенно рук;
• замедляются движения, появляется вялость;
• возникают несвойственные ребенку агрессивные действия: разбрасывает или
отбирает игрушки, кричит, падает на пол и т.д.;
• может возникнуть чрезмерная активность, несвойственная ребенку: бесцельно
бегает, прыгает, толкается.
У каждого ребенка есть и свои, индивидуальные признаки усталости. Ребенок может
сесть в уголок, смотреть "в себя"; появляются круги под глазами;
некоторые дети начинают слишком эмоционально целоваться и обниматься с близкими
людьми.
Среди причин
утомления наиболее частые: чрезмерная нагрузка на нервную систему (посещение
цирка, множество гостей в доме), нарушение суточного режима (пропущенный
дневной сон, например), недостаточное пребывание на свежем воздухе, слишком
жарко и душно в помещении, шум, необходимость долго ждать (очередь в
поликлинике), плохое освещение.
Сначала
ребенок устает, потом утомляется (проявляются вышеописанные признаки), а затем
следует переутомление - болезненное состояние, требующее медицинской помощи,
могущее привести к проблемам развития ( страхи, нервность, болезненность,
тревожность, стойкое нарушение аппетита и т.д.).
Особое внимание нужно уделять детям, которые начали посещать школу, у которых
резко изменилась жизнь (переезд на новое место, появление нового члена семьи и
т.д.). Длительность привыкания (адаптации) к новым условиям и появление
утомления зависит от многих причин:
• От возраста. Чем младше ребенок, тем сложнее ему привыкнуть к изменившейся
ситуации, тем быстрее он устает.
• От темперамента. Дети-меланхолики и дети-холерики устают быстро, а
дети-флегматики дольше адаптируются к новым условиям.
• От состояния здоровья. Физически слабый, легко возбудимый ребенок утомляется
быстрее; это же относится и к детям, недавно переболевшим или начинающим заболевать.
• От наличия или отсутствия опыта пребывания в различных условиях (как часто
общается со сверстниками, ездит в гости к бабушке, к знакомым, находится в
общественных местах: цирк, театр, магазин и т.д.).
• От контраста между обстановкой дома и в детском саду (другой режим,
требования, питание). Чем больше отличий, тем труднее привыкать ребенку.
• От разницы отношений взрослых дома и в детском саду. Если дома ребенку все
разрешается, его всегда выслушивают, уговаривают, а в детском саду воспитатель строгий,
требовательный, может и прикрикнуть, и наказать, то проблемы с адаптацией
неизбежны.
• От умения окружающих (родителей, педагогов) вовремя объяснить, подбодрить,
похвалить, успокоить.
Об отсутствии утомления и переутомления у ребенка говорит глубокий сон, хороший
аппетит, бодрое, жизнерадостное настроение, активное поведение. Либо сохранение
черт, присущих ребенку в спокойном, бодром состоянии ( особенности засыпания,
аппетита, поведения, присущие именно данному малышу).
Рекомендации для родителей:
Чтобы избежать утомления,
придерживайтесь следующих правил:
-Соблюдайте режим.
-Чаще гуляйте. Хорошо, если прогулка
будет длительной (от двух часов и более, в зависимости от погоды), ежедневной.
-Чаще проветривайте комнаты, где ребенок
спит, играет.
-Предлагайте новые игрушки, игры.
-Сон помогает восстановить силы, поэтому
желательно сохранять дневной сон как можно дольше, но не заставляйте спать,
если ребенок не хочет. Он может просто полежать в кровати.
-Чередуйте спокойные и активные занятия.
-Не обрывайте резко занятие, интересное
для ребенка. Плавно готовьте его ко сну, прогулке. Нужно заранее предупредить,
что скоро малыш будет кушать, пора заканчивать игру, затем дать время
закончить, а потом вести мыть руки, накрывать на стол и т.д.
-Дозируйте просмотр телевизора, видео,
компьютерные игры. От этих занятий будет польза, если ребенок не занят ими
постоянно, а перемежает их с подвижными играми.
-Удовлетворяйте потребность ребенка в
движении, общении, познании нового (посещайте детские центры, театр, цирк,
ходите в гости, гуляйте, но при этом учитывайте индивидуальные особенности
малыша). |