Почти 70 % школьников делает те или
иные ошибки на письме. Что это — повальная безграмотность? Неужели учителя не
в состоянии научить каждого писать правильно?
Если ребенок ошибается на письме,
родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать
каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то возрастает. А школьник
проникается ненавистью к урокам русского языка.
Раньше таких детей считали лодырями,
дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них
рукой, ставили "натянутые" тройки и периодически оставляли на
второй год.
Теперь таким детям ставят диагноз
"дисграфия". По некоторым данным, количество детей с дисграфией среди
младших школьников в России составляет 30%!
При дисграфии ребёнок, как ни странно,
правила русского языка знает, но когда пишет, применить их не может.
Парадокс. Как такое возможно?
Давайте посмотрим, что должен сделать
ребёнок, чтобы писать без ошибок?
Сначала вычленить нужный звук из
слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем
представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в
пространстве. После этого мозг "даёт команду" руке, которая
выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен
вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.
Как видно, письмо — это сложный
процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные,
теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один
участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по
цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается,
импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.
Значит, письму мы должны учить мозг, и
к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.
Как же понять, есть ли у ребёнка
дисграфия?
Или он просто плохо знает правила?
Заглянем к школьнику в тетрадку. О
наличии дисграфии говорят следующие типы ошибок:
Ошибки в ударных слогах
("рОдость" вместо "рАдость").
Пропуск букв.
Недописывание слов и букв
("стака..." вместо "стакаН").
Перестановка слогов
("ябколо" вместо "яблоко").
Повторение одной и той же буквы
("магазиМ" вместо "магазин").
Буквы "б", "в",
"э", "з", цифры "4", "3",
"5" перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
Забывание и пропуск редко
встречающихся букв ("ъ" и "э").
И, наконец, "неаккуратность"
в тетради:
Ребёнок "не замечает" поля и
продолжает писать до самого края тетради.
"Съезжает" со строчек к
концу предложения.
Переносит слова неправильно.
Часто не делает пробелов между
словами.
Не замечает конца предложения, не
ставит точки, продолжает писать следующее с маленькой буквы.
Как можно помочь ребёнку с дисграфией?
Вот несколько игр и упражнений,
которые используют логопеды. Родители могут поиграть дома со своими детьми.
1. Если ребёнок пропускает буквы,
делаем упражнение "Волшебный диктант".
Вы читаете предложение или его часть
(3-4 слова). Ребенок простукивает слоги (ма-ма, мы-ла, ра-му), чтобы уловить
ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной
линии, где вместо слогов ставит черточки. Следующий этап — нужно записать
каждое слово в виде точек (по количеству букв в слове).
2. Если ребёнок не дописывает
окончания, делаем упражнение "Образ слова".
Произносите слово и просите ребенка
назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву произнесенного вами
слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в
словарном слове: например, в слове кОрабль — на вторую букву. Слова можно
подбирать на одну тему (например, животные, растения) — это будет хорошей
тренировкой в классификации.
3. Если ребёнок делает ошибки в
словарных словах, предлагаем упражнение "Весёлый мультфильм".
Даём ребёнку задание мысленно сочинить
очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы,
которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать
словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные,
непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница,
кОрзина... Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает
глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.
После этого ребенок, вспоминая
придуманный им сюжет, должен написать все эти слова. Затем — самопроверка:
даёте ребенку образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно
ли он написал.
Если есть ошибки, следующее задание:
нужно так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно,
какая в этом слове трудность (например, автору на занятиях рисовали корову на
велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал
с большой буквой К; лестницу с буквой Т).
4. Если ребёнок плохо запоминает правила
русского языка, делаем упражнение "Шифровка".
Так мы играем на групповых занятиях по
повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует
какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо
написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало
правило, которое мы отрабатываем.
Например, чередование бер-бир. Весь
текст записки шифруется, кроме БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему
написали, и ответить таким же образом.
5. Если ребёнок не применяет правила
при письме, делаем упражнение "Зоопарк".
Все садятся в кружок, лучше всего на
ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь (руками
изображает уши с кисточками), воробей (машет локтями-крыльями)... Все
демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.
Тот, кто начинает игру, делает
своё движение, затем движение кого-то из участников. Каждый должен это
уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из
участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает
фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно для
раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.
Советы родителям
Пусть ребёнок как следует наиграется в
дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из детей, имеющих
проблемы с грамотностью, 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают
правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В
играх нужно соблюдать правила, так малыш учится произвольно регулировать свои
действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе
грамотного письма.
Почаще гуляйте с ребёнком. Во время
прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Это
очень полезно для успешного обучения.
Отдайте ребёнка в спортивную секцию
или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику,
развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок
насыщает мозг кислородом.
Занятия музыкой (в частности, игра на
фортепиано) развивают моторику рук и налаживают взаимодействие обоих
полушарий мозга.
После школы почаще массируйте ребёнку
шейную и затылочную область.
Всё это немедленно наилучшим образом
отразится не только на грамотности, но и на общей успеваемости в школе.
Ирина Надрус, логопед
|