Как помочь первокласснику учиться.
В семьях, где есть первоклассник, с 1 сентября
начинается совершенно новая жизнь, даже если в школу идет второй или третий
ребенок. От первого года обучения зависит очень многое, и надо сделать все
возможное, чтобы год этот стал удачным стартом школьной жизни!
Будьте рядом!
Это большая радость и большая ответственность - быть
родителями первоклассника. Как помочь маленькому ученику, не выполнять за него
необходимую работу, а именно помочь? В первое время ваше внимание особенно
важно для ребенка. Постарайтесь провожать его в школу и забирать после уроков,
даже если школа рядом с домом. По дороге не загружайте его нравоучениями, лучше
понаблюдайте за окружающим миром: порадуйтесь солнышку, посчитайте птичек или
прочитайте вывеску на магазине. После уроков внимательно слушайте все, что
рассказывают дети: все важно, мелочей нет! Когда появятся оценки, старайтесь
избегать вопроса: "Какую оценку получил?" Лучше: "Что нового и
интересного узнал?", "Чем запомнился день?". Ни в коем случае не
обсуждайте учителей в присутствии детей. Для первоклассников первый учитель -
очень авторитетный человек, и ваши негативные оценки не изменят учителя, а
навредят собственному ребенку. Важный показатель адаптации первоклассника -
настроение, с которым он идет в школу. Если с радостью и желанием - значит, все
движется в правильном направлении. Если появилось нежелание, стало звучать:
"Не хочу", выясняйте причину и меняйте ситуацию, это тревожный сигнал
для родителей и для учителя. Первые две недели у маленьких школьников
специалисты называют "физиологической бурей", и во многом от вас
зависит, насколько успешно ребенок с ней справится.
Главное - чувство меры!
Всем хочется, чтобы ребенок учился в хорошей школе,
имел достаточно знаний. Не секрет, что родители иногда пытаются реализовать
свои амбиции через детей. Завышенные требования мешают первокласснику, они
лишают его уверенности в себе, тормозят его развитие, плохо сказываются на
здоровье. Вам придется самостоятельно "нащупывать" границы
возможностей школьника, и эти границы - отнюдь не повод для огорчения, которое
стоит показывать ребенку. Не надо настраивать первоклассника лишь на успехи в
обучении, не надо пугать страшными последствиями, если что-то не получается.
Как и в любой работе (а учеба - это труд), что-то получается лучше, что-то
хуже, и, конечно, занижать планку опасно, но и недосягаемую устанавливать
неправильно. Если ребенок ослабленный, очень эмоциональный, не торопитесь в
этот же учебный год записывать его в дополнительные кружки и секции, лучше
отложите на второй класс. Сомнениями поделитесь со школьным психологом,
учителем, не спешите сразу принять решение. Соизмеряйте желание "дать
ребенку все" с его возможностями и особенностями, помните, что иметь веру
в ребенка - значит принять его таким, какой он есть.
Мелочей нет.
Будьте рядом, поддерживайте детей во всем, будьте
предельно сдержанными и чуткими.
Продумайте вопрос с одеждой и школьными
принадлежностями для ученика. Одежда должна быть удобной, с крупными пуговицами
и молниями, ручки - не слишком тонкими и не слишком толстыми, чтобы ребенку
удобно было их держать. Не надо в первые школьные дни учить ребенка завязывать
шнурки, если он не научился до этого, выбирайте обувь, которую ему легко и
удобно менять. Откажитесь от мысли о красивых и модных сумках: идеальный
вариант для здоровой спины и удобства - ранец, благо выбор огромный. Купите
малышу будильник, обыграйте подарок: "Это твой личный помощник, и он
разбудит тебя в нужное время". Когда придется носить учебники, помните,
что максимальный вес портфеля вместе с содержимым не должен превышать 1,5 кг.
Между рассеянностью и безответственностью большая разница, поэтому приучайте
ребенка следить за вещами и порядком во всем и всегда, делая скидку на возраст
и характер. Очень полезны для письма занятия, связанные с мелкой моторикой.
Пусть дети почаще лепят из глины, пластилина, конструируют, вырезают что-то,
даже если похожих заданий в школе нет. Старайтесь показать ребенку пользу
полученных знаний: вместе прочитать надпись на пачке печенья или йогурта,
посчитать чашки и тарелки на столе.
Как делать домашнее задание
Организация
приготовления уроков
- Строго
определенное время занятий. После школы ребенок должен отдохнуть не менее
1,5 часа (пообедать, погулять) и потом приступить к выполнению домашних
заданий. Оптимальная работоспособность у многих детей - с 16 до 18 часов.
- Правильное
положение за письменным столом: край стула, на котором сидит ребенок,
должен заходить за край стола на 2-4 см, ноги должны свободно стоять на
полу, предплечья лежать на крышке стола, спина прямая.
- Тщательно
проветривайте комнату.
- Позаботьтесь
о хорошем освещении (рабочая лампа + люстра в комнате). Расстояние от
книги до глаз - 35-40 см. Каждые 20-30 минут необходимо делать перерыв в
занятиях. Допустимая продолжительность письма для учащихся в возрасте 7-10
лет - не более 10 минут.
- Рекомендуемая
продолжительность приготовления домашних заданий составляет для учащихся
1-го класса полчаса, в исключительных случаях - час. Оставшееся время
можно провести на свежем воздухе. Младшим школьникам рекомендуется гулять
не менее 2,5 часа в день.
Мнения специалистов о степени участия родителей в
выполнении домашних заданий расходятся. Безусловно, возможны варианты, но
выбрать нужный из них вам придется самим. Среднестатистический выглядит так. В
первые дни находитесь рядом с ребенком в течение всего процесса выполнения
работы. Во-первых, нужно убедиться, что он правильно понял задание и выбрал
правильный путь его выполнения. Если не понял, объясните, почему нужно делать
так, а не иначе. Через некоторое время можно под предлогом какого-то
необходимого дела (заполнить квитанцию, посмотреть отчет) расположиться в той
же комнате, но уже доверив ребенку самому выполнить часть работы. Делать это
можно только после того, как вы убедились, что ученик знает, что и как делать.
Проверьте, похвалите за самостоятельность. Степень этой самостоятельности можно
постепенно увеличивать, оставляя ребенка одного в комнате. В случаях
систематического непонимания обязательно выясните причину с учителем, иначе
процесс совместного выполнения заданий может растянуться на годы и ни к чему
хорошему не приведет. Есть мамы, бабушки, которые считают святой обязанностью
делать все с ребенком, а то и за него. Это плохо в первую очередь для самого
ученика и негативно скажется впоследствии на результатах обучения. Современная
учебная программа такова, что участие родителей необходимо, но в разумных
пределах.
Памятка
- Поддержите
в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя
заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к
его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику
подтвердить значимость его нового положения школьника.
- Обсудите
с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните
их необходимость и целенаправленность.
- Ваш
ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него что-то
может получиться не сразу, это естественно. Помните, что ребенок имеет
право на ошибку.
- Обсудите
и составьте вместе с вашим школьником распорядок дня, следите за его
выполнением.
- Поддержите
ребенка в желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за
что можно было бы его похвалить.
Наступает долгожданный момент, когда гостеприимно
откроются двери школы. Сколько интересного, чудесного, загадочного ждет вашего
ребенка в увлекательном путешествии по стране Знаний! Стать первооткрывателем,
ученым, путешественником, приобрести новых друзей и подруг - вот какая
захватывающая жизнь ждет первоклассников и вас, дорогие родители! Будьте
чуткими наставниками, добрыми друзьями, чуть-чуть волшебниками, не разрушайте в
ребенке первоначальное восприятие школы как настоящего храма Знаний!
Все родители хотят, чтобы их дети в школе хорошо
учились, не уставали, не болели, были веселы и жизнерадостны. Это возможно,
если им немного помочь, но не спешите что-то сделать за ребенка. Набор готовых
знаний не формирует потребности в процессе познания, стремления к преодолению
трудностей, к самостоятельному поиску решений. На многие вопросы ребенок сам
может найти ответ, и неважно, что только путем проб и ошибок. И помните, что
самое желанное для маленького ученика - это внимание взрослых. |